Khoroshilova Irina
Во второй половине 2020 года мы провели опрос среди московских компаний-арендаторов, целью которого было определить, как компании оценивают свои дальнейшие планы по изменению бизнес-процессов вследствие пандемии COVID-19. В нашем исследование приняли участие 61 компания, 57% международных, 43% - российских. Более трети компаний имеют штат сотрудников от 500 человек. По отраслевой структуре набор компаний разнообразный, преобладают компании фарм отрасли, FMCG и ритейл компании, представители IT сектора.


Несмотря на все ковид-ограничения и последствия, общая деловая картина сложилась довольно позитивная. 2/3 компаний не ожидали ухудшения финансовых показателей по итогам 2020 года. Участники аналогичного исследования CBRE Азиатско-Тихоокеанского региона и региона ЕМЕА продемонстрировали более пессимистичные настроения, в Азиатско-Тихоокеанском регионе 66% компаний прогнозировали сокращение выручки, в ЕМЕА таких компаний было 71%.


Безусловно, пандемия негативно сказалась на планах компаний по аренде офисов. Это было связано как с ограничениями на физическое перемещение по городу весной – в начале лета, так и общей неопределённостью относительно будущего развития, которая в той или иной степени сохраняется до сих пор. Несмотря на негативный внешний фон, ряд компаний не изменил свои планы, а некоторые увеличили свою потребность в новых площадях.

Повлияла ли пандемия на ваши планы по аренде офисных помещений?*

plan_remot_work4

* Было возможно несколько вариантов ответа
Источник CBRE


Формат удаленной работы стал вынужденным решением 2020 года и, вероятно, останется таковым для части 2021 года. Ряд компаний уже в 2020 году признали «удаленку» нормальной практикой, вследствие чего, в том числе, в 2020 году происходило увеличение объема площадей субаренды и предложений по переуступке прав аренды. Несмотря на снятие ограничений, компании продолжают тестировать формат удаленной работы, но 15% заявили, что не планируют использовать данный подход в будущем. Массовый эксперимент с удаленным форматом работы находится на начальной стадии. Мы считаем, что потребуется как минимум один «некризисный» год, чтобы компании в полной мере смогли проанализировать влияние формата удаленной работы на производительность сотрудников и эффективность бизнеса. Многие компании разрабатывают специальные методики, которые позволят измерять эффективность сотрудников. Среди наших респондентов 2/3 компаний разрабатывают и внедряют специальную методику для расчета количества сотрудников на «удалёнке».

Планируете ли внедрить формат «удаленной работы» на постоянной основе?

rent_offices4 
Источник CBRE

Под влиянием «удалёнки» 64% компаний говорят о том, что в перспективе 2-3 лет площадь рассматриваемого офиса будет меньше, чем существующее офисное пространство. Реальная динамика изменения площади офиса будет понятна, когда мы перейдём из состояния пандемии к «нормальным» условиям жизни и работы. При этом практически в равной степени компании не готовы изменять площадь или будут ее увеличивать.

2020 год стал катализатором для внедрения новых подходов и решений: удаленная работа, гибкая планировка офиса, гибкие решения аренды. Еще в 2019 году компании осторожно рассматривали для себя новые практики.

Гибкость, конечно, невозможна без определенных технологических решений, поэтому компании продолжат инвестировать в технологии, которые обеспечивают возможность удаленной работы.

Более 2/3 респондентов рассматривают перепланировку офисного помещения для организации гибкого офисного пространства, которое предполагает отсутствие закрепленных рабочих мест и наличие специальных зон для различных задач. Гибкий подход к использованию незакрепленных рабочих мест позволяет более эффективно использовать рабочее пространство, что стало особенно актуальным в условиях вынужденного перевода большинства сотрудников на удаленный формат работы. В целом, на фоне происходящих событий компании с большим вниманием стали относиться к эффективности использования офисных площадей.
 
Интерес компаний также усилился к использованию гибких решений аренды, это коворкинги или сервисные офисы. Треть респондентов отметила, что они уже их используют или планируют. Последствия пандемии стимулируют больший спрос со стороны компаний, которые ранее скептически относились к данному формату, благодаря отсутствию капитальных затрат и быстрого выхода из договора аренды. Также под влиянием пандемии компании стремятся снизить операционные риски, одно из решений – это размещение команд в разных объектах. 18% наших респондентов рассматривают внедрение модели «Hubs & Clubs», когда офис в центральной части города используется преимущественно для встреч, а сеть удалённых офисов для индивидуальной работы.

Несмотря на то, что интерес к зеленой сертификации выразили лишь 15% наших респондентов, мы уверены, что фокус компаний на экологичность и создание здоровой среды в офисном пространстве будет усиливаться.

Что компания планирует внедрить в свою стратегию аренды офисных площадей?

office_strategy4

Источник CBRE

Очевидно, что 2020 год для большинства компаний или для офисного рынка, в частности, стал началом трансформации, которую мы будем наблюдать еще ближайшие пару лет, пока новая реальность не станет нашей обычной жизнью.